Александр Алексеевич Мухин (1984–1995 гг.)

«Лучшему звукорежиссёру всех времён и народов» - написала в своё время на океанском календаре начальник комплекса «Бригантина» Этери Вахтанговна Марзоева и подарила Саше Мухину. С такой оценкой несомненно согласятся все, кому довелось работать в 80-е и 90-е годы с этим замечательным человеком и профессионалом своего дела. Его мастерство признавали даже известные режиссёры-постановщики, которые приезжали и ставили большие праздники в честь дня рождения «Океана».

Александр Мухин родом из Костромской области, родился 5 октября 1960 года. После окончания школы работал на фабрике Гознака, служил в рядах Советской армии. В 1984 году был направлен Пермским крайкомом комсомола в школу вожатых «Орлёнка», по окончании которой прибыл работать в дальневосточный лагерь «Океан» и трудился там до 1995 года в должности звукорежиссёра.

Глубокие технические знания и навыки позволяли ему быть с техникой на «ты». Он мог отремонтировать всё – от простого будильника и утюга до самой сложной радио и светомузыкальной аппаратуры.

 Природный вкус к настоящей, хорошей музыке, безупречный монтаж звука на слух пермского паренька-самоучки превращали озвучивание любых океанских дел в настоящий шедевр. В прошлом веке, в отсутствие интернета и компьютерных технологий, это было особенно непросто. 

Саша собрал для «Океана» огромную фонотеку, все новые пластинки прежде появлялись у него. Развить и реализовать свои способности Александру помогла краткосрочная стажировка на Всесоюзной студии грамзаписи в Москве, организованная для него Б.И. Кравцом, заведующим ОМКР. Стремление сделать звукоряд безупречным по содержанию и эмоциональной окраске, внесение авторских технических находок в процесс звукозаписи, сочетание музыки и света – вот палитра, которой пользовался в своей работе Александр.

Его любимая мелодия, «Одинокий пастух», чарующе звучала после отбоя, когда в море и над бухтой разливался лунный свет, а лёгкий морской бриз вместе с мелодией уносил все трудности, накопившиеся за день, и приходило ощущение очищения души, умиротворения, надежды. 

Юморной, общительный, добрый, мобильный и требовательный в работе, Саша умел ладить с людьми любого ранга и возраста. Он всегда был неотделим от коллектива вожатых, был дружен со всеми сотрудниками – водителями, милиционерами, строителями… Он был в составе первой группы сотрудников «Океана», которые установили на Тимпуре флагшток и водрузили флаг на день Победы. На аллее, ведущей к административно-приемному корпусу, растут деревья, посаженные его руками на субботнике, в детском саду играл в новогодних спектаклях и утренниках. Саша Мухин участвовал в первом турнире КВН трёх всероссийских лагерей («Артека», «Орлёнка», «Океана»), который состоялся в «Артеке» в мае 1991 года.

Саша самостоятельно освоил игру на гитаре, фортепиано, неплохо пел, сочинял незамысловатые песенки. Жил он с душой нараспашку, его знали и любили дети и педагоги. Александр был награжден знаком ЦК ВЛКСМ «За активную работу с пионерами» и многочисленными грамотами ВПЛ ЦК ВЛКСМ, а затем и ВДЦ «Океан».

Он не боялся никакой самой трудной работы и всегда трудился на совесть, поэтому имел надёжный запас выживаемости в непростых финансово-бытовых условиях 90-х. Позднее, на новом месте работы, был награжден Почётной грамотой за многолетний и добросовестный труд, личный вклад в развитие и усовершенствование средств связи Республики Бурятия. Свой опыт звукорежиссёра он передал Республиканскому детскому оздоровительному лагерю «Байкальский бор».

Саша Мухин навсегда остался членом большого вожатского братства, бережно хранившим гитару, вожатскую форму, значки, фотографии, песни. Добрую, светлую память о нём хранят в своих сердцах многочисленные океанские друзья. С особенной теплотой они сегодня вспоминают и рассказывают о нём.

Саша Мухин – наш бессменный звукооператор, хотя в «Океан» приехал работать вожатым. Поэтому он хорошо знал всю нашу вожатскую «кухню» изнутри. Открытый, общительный, весёлый, доброжелательный … и талантливый!  Он создавал настроение всему лагерю. Это было удивительно, как Саша подхватывал идеи и развивал. Зачастую его предложения оказывались гораздо интереснее того, что планировали мы сами!

(Евгения Бабонина, вожатая «Океана»-83)

Сашка бросался в глаза сразу и всем, его белая шевелюра волос была видна издалека. Добродушный, весёлый, готовый бросить свои дела и помочь любому, кому в этот миг нужна была помощь. Мало того, что сам бросался помогать, он других организовывал и говорил: «Ну, что мы не мужики что ли?»

В нашей Школе подготовки вожатых (ШПВ-84) было много ребят, играющих на разных музыкальных инструментах, много тех, кто пел. На первом этаже Дома вожатых в «Орлёнке» мы собирались часто. И пели! Пели удивительные орлятские песни, потому что в то время нам важно было их знать, как будущим вожатым, и они давали определённый настрой на вечерние посиделки. Саша с гитарой в руках ходил по комнатам, где жил наш отряд, и приглашал всех! Ему нельзя было отказать. Его улыбка была его оружием! И эти слова: «Пойдём, пойдём, пойдём!»… Деваться некуда было. Шли и пели, и уже не жалели о времени, вместе с Сашкой отдаваясь задушевной песне. Когда нас распределили на практику, я оказалась с Сашей на отряде. Мы готовились к ней очень серьёзно и ответственно. Как-то перед заездом Сашка сказал: «Надо разучить с детьми эту песню!» – и запел:

 

«Я бегу по полю, а в руке сачок.

Он такой голубой!

От него не скроется ни жучок,

И никто другой!

Припев: Здравствуй, солнцем залитое поле!

Поле! Чистый воздух, быстрая река.

Наш отрядик вырвался на волю!

Опа! И мы поймали майского жука.

Соберу для лагеря коллекцию

Бабочек...не одну!

Ну а если попадется майский жук...

И его возьму!

Папс парарурайрурапс, парайрурайрурапс,

парарурайрурапс.

Папс парайрурайрурапс, райрурайрурапс..."

 

Такая вот незатейливая детская песенка…  Он так ловко насвистывал между куплетами, что, когда разучили её с детьми, те от его присвистывания были в восторге и прыгали до неба.

Он был очень простой, совсем не философ, но был правильный что ли! Работалось с ним легко, с вдохновением.

Когда приехали в «Океан», Сашку забрали звукорежиссером в дружину «Бригантина». Здесь он был на своём месте! За пультом в радиорубке он казался богом!  Сколько я потом по службе и работе видела ребят, умеющих обращаться с техникой, но до Саши Мухина им было далеко.

Даже рядовой итоговый сбор дружины превращался с его музыкой в настоящую сюиту. Помню, пришла к нему писать фонограмму для итогового сбора. А он меня спрашивает: «Что делать будем?»  Говорю: «Давай так и вот так!» И тут Сашка мне целый допрос устроил по сценарию: зачем это, что будут делать отряды в этот момент, что на сцене будет происходить, кто стоит, что говорит?.. Я опешила... Но, конечно, всё рассказала! И он мне предлагает музыку и говорит, в какой момент она будет звучать! Я слушаю и понимаю, что так и надо, что именно ТАКАЯ музыка мне и нужна.

И так каждое мероприятие. При этом Сашка ничего не заканчивал специально в этом профиле. Данное от природы музыкальное чутьё сделало его действительно лучшим звукорежиссером «всех времён и народов». Потому что он был профи от природы!

 Придёшь к нему и спросишь: «Саня. А это у тебя есть?» Отвечает: «Найдём!» И это, друзья, без интернета!.. И если не находили то, что хотели, вы знаете, мы находили в его музыкальной коллекции ещё лучше!   Музыкальное оформление каждого дела - это была его неповторимая симфония!  Клёвый он, Сашка Мухин!

(Галина Касьяненко, вожатая «Океана», ШПВ-84)

Подписаться на новости: